< Назад

Бесконечность и МузыКанты на острове Канта

18 ноября 2022 г.

В Кафедральном соборе встретили Всемирный день философии

Каждый третий четверг ноября более семидесяти стран отмечают День философии, следуя инициативе Всемирной организации по вопросам науки, образования и культуры ЮНЕСКО. Кафедральный собор Калининграда присоединился к празднику шесть лет назад, представив уникальный формат в уникальном месте - соединение музыки и философии в цикле под названием “МузыКанты на острове Канта. Ремесло экстаза”.

Ежегодно музыку и философию, концерты и лекции объединяет заявленная тема. Темы не повторяются, а главной фигурой Дня философии в Кафедральном соборе остается один человек - выдающийся философ и музыкант, заслуженный артист России, всемирно известный пианист, доктор искусствоведения, дирижер и композитор Михаил Аркадьев.

Темой шестого Дня философии была выбрана Бесконечность.

- Когда я впервые выступал на Дне философии в 2017 году, - вспоминает Михаил Аркадьев, - я говорил о времени, о музыкальном времени. Теперь мы говорим о музыкальной вечности - непрерывности, бесконечности. Это абсолютно взаимосвязано. Вечность противопоставляется времени, бесконечность - конечности и смерти. Это главные темы всей музыки, начиная с Баха, и новоевропейской культуры.

Во время бесед за роялем Михаил Аркадьев показал приметы бесконечности у Шпенглера и Булгакова, Канта и Лейбница, Блейка и Державина, Кантора и Бетховена. Образ из сочинения “Зеркало в зеркале” эстонского композитора, создателя “сакрального минимализма” Арво Пярта стал ключевым в понимании лекции.

Продолжил теоретическую часть доклад профессора БФУ имени Им. Канта, доктора филологических наук Владимира Гильманова на тему тайны двух вечностей: смерти и времени - в западной музыке и поэзии.

Со звучанием бесконечности на вечернем концерте познакомили слушателя лауреаты международных конкурсов Гайк Казазян (скрипка), Александр Рамм (виолончель), Михаил Аркадьев (фортепиано), Александр Добролюбов (литавры, колокольчики), титулярные органисты Кафедрального собора Мансур Юсупов и Евгений Авраменко. МузыКанты исполнили Баха, Сезара, Пярта и представили мировую премьеру - Прощальную элегию Михаила Аркадьева для двух органов, фортепиано, скрипки, виолончели, колокольчиков и литавр, которую зал проводил криками “Браво!” и долгими аплодисментами.

За Музыкой бесконечности последовал Ночной Бах - традиционный фортепианный концерт Михаила Аркадьева, которым завершается каждый День философии в Кафедральном соборе. Это также единственный концерт, что проходит в полной темноте и заканчивается за полночь. На этот раз Михаил Аркадьев представил философствующей публике 12 прелюдий и фуг из Второго тома Хорошо темперированного клавира, завершив выступление хоральной прелюдией “Я взываю к Тебе, Господи”.

Посмотреть выступление МузыКантов можно на YouTube-канале Кафедрального собора по этой ссылке.